Паскаль. Основы программирования

       

Определение законов распределения дискретных величин эмпирическим (опытным) путем


Как мы уже знаем, для случайного события статистическим аналогом вероятности служит относительная частота, которую можно получить, повторяя опыт или наблюдение n раз и регистрируя относительную частоту m/n появления события.

Тогда закон распределения вероятностей можно записать в виде следующей таблицы:

X

Определение законов распределения дискретных величин эмпирическим (опытным) путем

Определение законов распределения дискретных величин эмпирическим (опытным) путем

...

Определение законов распределения дискретных величин эмпирическим (опытным) путем

Относительная частота

Определение законов распределения дискретных величин эмпирическим (опытным) путем

Определение законов распределения дискретных величин эмпирическим (опытным) путем

...

Определение законов распределения дискретных величин эмпирическим (опытным) путем

При достаточно большом числе n повторений испытания мы вправе считать, что относительны частоты mi/n будут близки к соответствующим вероятностям pi= P(X = xi) (i = 1, 2, ..., k).

Попытаемся программными средствами Турбо Паскаля построить закон распределения числа очков, выпадающей на верхней грани игральной кости.

Составить процедуру, подсчитывающую относительные частоты выпадения очков нетрудно. Она может быть построена так:

Procedure Game(n, num : longint; var p : real);

      var

         m, x, i : longint;

      begin

         randomize;

         m := 0;

         for

i := 1 to n do

            begin

               x := random(6) + 1;

               if

x = num then m := m + 1

            end;

         p := m/n

      end;

Здесь, переменная n - число повторений испытания, которые задет пользователь, num - число очков на верхней грани игральной кости, вероятность выпадения которых надо определить, - это 1, 2, 3, 4, 5 или 6.

С помощью функции случайных чисел random(6) + 1 вырабатывается случайное целое число из промежутка [1, 6], т.е., по сути дела, моделируется выпадение числа очков при "бросание" игральной кости.

С помощью условного оператора if x = num then m := m + 1 подсчитывается число появления указанного числа очков при повторении испытания (бросания).

После завершения цикла, определяется относительная частота появления заданного числа очков и выводится в переменной p.

Программа

Program Problem1;

   uses WinCrt;

   var

      n, num : longint;

      p           : real;

{----------------------------------------------------------------------------------------}


   Procedure Game(n, num : longint; var

p : real);

      var

        m, x, i : longint;

      begin

        randomize;

        m := 0;

        for i := 1 to n do

          begin

            x := random(6) + 1;

            if x = num then m := m + 1

          end;

        p := m/n

      end;

{----------------------------------------------------------------------------------------}

{ Основная программа }

   begin

     write('Введите число повторений испытания '); readln(n);

     writeln('Введите число очков, вероятность');

     write('выпадения которых надо найти '); readln(num);

     Game(n, num, p);

     writeln('Относительная частота появления события ', p:1:9);

     writeln('Сравните с теоретически найденной вероятностью ', 1/6:1:9)

   end.

Можно видеть, что при увеличении числа повторений испытания относительная частота приближается к теоретически предсказанной вероятностью.

Однако возникают много вопросов. Самый первый из них - сколько повторений испытания надо сделать, чтобы с достаточной уверенностью можно было утверждать, что относительная частота равна вероятности? Какова степень этой "уверенности" или, выражаясь более точно, достоверности (достаточной уверенности)?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, надо обратиться к "числовым характеристикам распределения".


Содержание раздела